Как сделать прицеп для перевозки пчел
Прицеп для перевозки пчел: виды, как сделать своими руками, модели кочевых пасек
Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.
При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.
Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.
Пчелоприцеп на легковом ходу
Павильоны бывают:
- стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
- на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
- кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).
Платформа для перевозки пчел
Выбор прицепа для перевозки пчел: обзор трех моделей
К числу популярных моделей конструкций для перевозки относятся:
Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001
Дно также сделано из фанеры, пропитанной влагостойким составом. Высота бортиков – 15 сантиметров. Максимальный вес груза – 1000 кг. Обладает двумя осями, крепкой рамой и рессорной подвеской, что делает его хорошим выбором для неровных дорог и сводит тряску ульев при транспортировке к минимуму.
Прицеп «Тандем»
Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:
- способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
- в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
- пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
- пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
- кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.
Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.
Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.
Выбираем прицеп для перевозки пчел
Медоносная база – поля с деревьями акации, подсолнечником, гречкой и другими растениями в стадии цветения находятся довольно далеко от дома пасечника. Поэтому необходимо иметь прицеп для перевозки пчел. Его можно сделать своими руками или купить.
Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
Есть несколько видов прицепов для перевозки пчел. К ним относится:
- Прицеп для легкового автомобиля.
- Павильон.
- Платформа.
Прицеп для легкового автомобиля
Бортовые прицепы производят для перевозки различных грузов, в том числе пчелиных улье. На прицеп можно поставить до 24-х ульев, оставить их на весь сезон. Делается это рядами. Пчеловоды дорабатывают заводскую конструкции – устанавливают выдвижной механизм, облегчающий выполнение работы по установке/снятию ульев, а также делают навес-крышу.
Павильон
Павильон по сравнению с системой транспортировки пчел, приведенной выше, сконструирован под постоянное хранение ульев. Он состоит из двух частей: первая, рабочая, – непосредственно под пчел, вторая – бытовая. Площади 5-6 квадратных метров хватает под 50 ульев.
Павильоны делятся на три группы:
- Стационарные – не имеют колес, стационарные.
- Передвижные – имеют колеса, передвигаются.
- Кассетные – имеют отсеки под ульи.
Платформа
Платформа или, точнее, прицеп-платформа представляет собой мини-пасеку вместимостью до 50 ульев.
Ее плюсы в том, что:
- она бывает как одно, так и многоярусной;
- возможна установка крыши, которая оберегает насекомых от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков;
- с ней намного проще получать мед, так как не нужно снимать/поднимать обратно домики насекомых.
Как сделать своими руками прицеп для перевозки пчел?
Чтобы сделать своими руками пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля потребуется:
- основа, рама на шасси;
- прямоугольные трубы;
- круглые трубы;
- уголки, пластмассовые панели;
- металлические листы;
- деревянные доски.
Что касается оборудования и инструмента, то потребуется:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- дрель;
- угольник;
- ручной инструмент.
Краткая инструкция по самостоятельному изготовлению системы транспортировки пчел:
- Увеличьте на 1 метр раму основы. Приварите прямоугольные трубы.
- Поставьте рессоры вместе с пружинами, амортизаторами. В итоге улучшатся характеристики амортизации.
- Сделайте из прямоугольной трубы раму размером 2,4 на 1,8 метра. Не забудьте о ребрах жесткости – приварите те же самые трубы на расстоянии 0,5 метра друг от друга.
- Соедините конструкцию из предыдущего пункта с рамой основы.
- Сделайте из прямоугольной трубы салазки выдвижного типа.
- При помощи уголков выделите места под ульи.
- Приделайте колесики.
- Положите металлический лист – нижнюю часть пола.
- Положите деревянные доски – верхнюю часть пола.
- Приварите стойки с целью повышения устойчивости и безопасности конструкции.
- При помощи уголков оборудуйте крепление под крышу.
- Установите пластиковые панели – крышу.
Небольшой видоеобзор о прицепе для перевозки пчел своими руками.
Размер конструкции, при котором имеет место хорошая вместимость, нет противоречия российскому законодательству, в частности, Правилам дорожного движения (ПДД) – 2,5 на 5,6 метра.
Выбор прицепа для перевозки пчел
Самыми популярными моделями прицепов являются:
- Модель 817730.001 производства «МЗСА».
- «Тандем» производства «Курганские прицепы».
- «Пчеловод» грузового типа №7135 производства «Прогресс».
- «Пасека седельная-24» производства «Ось».
- Прицеп 817730.001 производства «МЗСА»
Модель 817730.001 производства «МЗСА»
Одним из самых устойчивых. Изготовлен из оцинкованного металла и обшит влагостойкой фанерой.
- передняя и задняя часть откидывающаяся;
- максимальный вес – 950 килограмм;
- подвижные детали обработаны составом на основе цинка, что в несколько раз увеличивает срок службы.
Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»
В нем можно оставить место между двумя рядами ульев, поэтому будет удобнее передвигаться.
- наличие подкатного колеса-автомат, запасного колеса, ремней-стяжек;
- улучшенная высота – 130 сантиметров, что упрощает установку и снятие ульев;
- при транспортировке допускается только один «этаж» ульев, при остановке допускается увеличение до четырех;
Модель «Пчеловод» производства «Прогресс»
Он создан для непростого дорожного покрытия нашей страны – у него особая рессорная подвеска.
- высота бортов – 15 сантиметров;
- грузоподъемность – 1 тонна;
- дно сделано из фанеры, стойкой к воздействию влаги.
Модель«Пасека седельная-24» производства «Ось»
Он вмещает 24 улья, которые можно поставить без нарушения естественного воздухообмена.
- есть выдвижная часть для 8 ульев;
- есть тормоз наката.
Полезный видеообзор о прицепах МЗСА.
Правила перевозки пчел
Главное – это то, что расстояние между пасеками должно составлять как минимум два — три километра. А также обратите внимание, что перевозить пчел можно только ночью с открытыми летками и надежными рамками.
А также учитывайте другие правила транспортировки:
- Подходящее время года – весна, осень. В эти месяцы у насекомых будет достаточно сил, чтобы освоиться на новой территории.
- Для надежности рамок следует использовать колышки.
- Ульи стоит поменять на ящики. Они делаются из дерева или бумаги. Их преимущество в более качественной вентиляции. Дело в том, что транспортировка – это серьезный стресс, при котором пчелам нужно больше воздуха, чем обычно.
- На пасеке должен отсутствовать сильный ветер, палящее солнце.
- Возле пасеки должен присутствовать источник чистой воды.
- Ульи ставятся летками на север, если время года – теплое, на юг, в холодное время года.
- Ульи открываются не сразу, через 15 – 20 минут.
При перевозке пчел не пренебрегайте специальной одеждой и оборудованием – со всеми может случиться форс-мажор.
Отсутствие медоносной базы в месте постоянной дислокации пасечника, вынуждает переезжать на новое место сбора меда, в этом случае помогут прицепы для перевозки пчелиных ульев. Выбирать прицеп-платформу или бортовой прицеп – решать пчеловоду.
Перевозка пчёл на прицепах для пчелиных ульев. Как самому сделать платформы для транспортировки
Каждый пасечник желает, чтобы у его пчел были лучшие места для сбора нектара. Но не всегда такие медоносные базы располагаются рядом. Деревья акации, поля с цветущими медоносами, сады и лес — все это раздолье для тружениц. Чтобы помочь пчелам добраться до расположенных вдали от цивилизации таких мест, необходим прицеп для перевозки пчёл.
Виды прицепов для перевозки пчел
Перевозка пчел для некоторых пасечников является единственным способом обеспечить насекомых хорошей кормовой базой. Чтобы перевезти пчел на дальние расстояния, используются различные варианты бортовых прицепов. Это может быть обычная платформа на колесной базе или трейлер с бытовками для пасечника.
Прицепы для пчелиных ульев
Такой прицеп для пчел оборудован одной или двумя осями. Чтобы ульи не срывались, на нем установлены борта и стойки. Для перемещения прицепа используют любой вид транспорта. А из-за своего легкого веса он меньше подвергается тряске. Если нужно, прицеп переделывается и становится крытым павильоном или двухъярусным пчелоприцепом. Также некоторые умельцы оборудуют заводской прицеп выдвижным механизмом, с которым легче устанавливать и снимать пчелиные домики.
Павильоны
Отличаются тем, что их конструкция предназначена для постоянного хранения ульев. Павильон делится на две части: рабочая — оборудована под ульи, бытовая — предназначенная для пчеловода. На 5-6 кв.м павильона можно разместить до 50 ульев.
Существует три вида павильонов:
- Стационарный — без колесной базы;
- передвижной — оборудован на колесной базе для перемещения на дальние расстояния;
- кассетный — такой павильон оборудован отсеками для ульев.
Платформы
Это своеобразная мини-пасека на колесах, на которой может разместиться до 50 пчелиных домиков.
- Ульи на платформе можно разместить не в один ярус;
- при оборудовании платформы крышей, насекомые будут защищены от дождя и от прямого солнечного света;
- с платформы процесс сбора меда проходит легче и быстрее, так как нет необходимости снимать ульи, а затем устанавливать их обратно.
Тележка для ульев
Это металлическая конструкция с колесами и приспособлением, которым производят захват корпуса улья.
Захватывающее приспособление оборудовано боковыми зажимами, которые не дают пчелиному домику опрокинуться. Тележку для ульев также выпускают с подъемным устройством.
На таком своеобразном лифте установлен фиксатор. Он регулируется под различные типы ульев, таких как: дадан, рут и др. Также тележка пчеловода подойдет не только для перемещения ульев, но и для перевозки бочек, бидонов и других емкостей.
Правила перевозки пчел
Прежде чем начать перевозку ульев, нужно знать: на чем будет производиться процесс, окрепла ли пчелиная семья для перемещения, погодный фактор, состояние дороги. Ульи должны хорошо вентилироваться, чтобы избежать перегрева.
- Прежде чем начать перевозку ульев нужно проверить наличие лицевой сетки, дымаря и топлива к нему, разведенной глины, спичек и воды, мешковины.
- Подготовить пчелиные домики к переезду. Для этого из них нужно вынуть все лишнее. В вечернее время ульи загружают на прицеп. Рамки в улье должны располагаться параллельно относительно переднего борта. Сами домики привязать с помощью веревок, чтобы избежать раскачивания. Если перевозка осуществляется при прохладной погоде, то ульи с 8-12 рамками (не многокорпусные) утеплить. В остальных случаях утепление не нужно. Если погода жаркая, то перевозить лучше в ночное время.
- Домики ставить на прицеп в ряды, между которыми выдерживать расстояние 10-15 см. Промежутки нужны для вентилирования ульев. Для этого достаточно проложить деревянные бруски данных размеров, разделив ряды.
- Скорость перевозки до 70 км/час, если дорога разбита, то до 20 км/час. Во время движения избегать резких остановок.
- На нужном месте, если необходимо, домики разгрузить на заранее подготовленную площадку. Установить крыши, если перед перевозкой они были сняты. Пчелам дать время успокоиться, а затем полностью открыть летки. С утра пчелиные семьи облетают новое место и принимаются за работу. Их домики нужно утеплить. Затем выявить рои, которые плохо перенесли дорогу и оказать им необходимую помощь. Первыми должны быть семьи в домиках с вытекающим медом.
Платформы для пчел своими руками
Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев. Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость. Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.
Материалы и инструменты
При сборке конструкции понадобятся:
- Прицеп к легковому автомобилю;
- трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
- уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
- трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
- пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
- металлические листы;
- доски на пол;
- саморезы.
- Сварочный инвертор;
- дрель;
- болгарка;
- шуруповерт;
- угольник.
Пошаговая инструкция
Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:
- Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м.
- Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое.
- Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции.
- При помощи сварки скрепить раму с прицепом.
- Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части.
- В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости.
- Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики.
- На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист.
- Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники.
- Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами.
- На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая.
- Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см.
- Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели. Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями.
- Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника.
Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.
Прицеп для перевозки пчелиных ульев своими руками
Не все пчеловоды сталкивались в своей практической деятельности с проблемой транспортировки пчелиных семей, но те, кто сталкивался, знают, что это может быть достаточно непростое занятие. Поэтому к нему стоит подготовиться заранее. Учитывается очень много различных факторов, включая тип и габариты улья, особенности дороги, по которой будет осуществляться транспортировка, тип транспорта и так далее. Не менее важно понимать, каким же должен быть прицеп для перевозки пчёл. Его необходимо грамотно подобрать, либо, если есть возможность и желание, изготовить собственными руками. Впрочем, пойдём по порядку.
Подготовка к перевозке
Для начала разберёмся, каким образом необходимо готовиться к перевозке. Тут есть несколько моментов, которые обязательно важно учитывать:
- Из улья должны быть извлечены все нестабильные элементы, которые могут не перенести тряску. Например, соты с мёдом.
- Рамки необходимо закрепить как можно лучше, потому что иначе при движении они будут убивать пчёл. Они должны максимально сильно быть зафиксированными. Даже если рамка не убьёт пчёл, то как минимум может очень сильно напугать своим шумом, а, как известно, лишнее беспокойство пчёл никому не нужно.
- Не забудьте принять меры предосторожности на случай аварии или нестандартных ситуаций, когда пчёлы могут выбраться. Будучи беспокойными, они запросто могут ужалить того, кто попадётся им «под руку». Так что плотно накрывайте ульи.
- Позаботьтесь об обмене воздуха, потому что пчёлы в их возбуждённом состоянии потребляют его в полторы сотни раз больше. Можно прорезать в крышке небольшие отверстия, которые затем прикрыть сеткой, либо сделать очень узкие щели вдоль стенок.
- Весной рекомендуется добавить в гнёзда вощины. В более тёплые периоды рекомендуется оставить побольше свободного места в верхней части улья.
- Для безопасности рамок можно вбить под планкой колышки – простой и доступный метод фиксации. Но лучше уменьшить рамки в размере, если имеется такая возможность.
- Не забывайте непременно держать под рукой пульверизатор, защитную одежду, инструменты, сетку – это пригодится для оперативного устранения неприятностей, которые могут возникнуть теоретически во время пути.
Основные советы
Несколько общих советов по процессу перевозки:
- Старайтесь осуществлять перевозку рано утром, тщательно закрыв пчёл от поступления солнечного света.
- На время перевозки летки закрывают, после перевозки оперативным образом открывают.
- После перевоза необходимо правильно повернуть ульи. В прохладное время летки поворачивают на юг, в тёплое – на север.
- Запаривание пчёл (от слова «пар») – большая проблема. Она не будет возникать, когда вы перевозите пчёл, которые сезонно питаются густым мёдом, а не жидким нектаром.
- Не открывайте ульи раньше, чем через двадцать минут после выгрузки.
- Не забывайте про утепление ульев, чтобы пчёлы не пострадали от перепада внешней температуры.
Устройства для перевозки
Крупногабаритный прицеп для перевозки пчел
При первой же возможности рекомендуется перевозить ульи на специальных платформах или прицепах. Тем более что прицеп для пчел купить можно практически везде. Они могут быть различными. В наиболее простом виде это ровная платформа с каркасом для сетки, который может иметь высоту до двух метров. Грузоподъёмность может быть около двух тонн. Чем больше, тем лучше, потому что обязательно возникнут ситуации, когда объём ваших ульев будет расти, пчёл будет всё больше, перевозка будет всё более сложной.
Конечно, можно применять и стандартные двухколёсные прицепы, но только там гораздо ниже будет вместительность, да и наклон у некоторых подобных моделей усложняет перевозку, делая её менее стабильной. Впрочем, на крайний случай можно обойтись и традиционным прицепом. Или сделать свою платформу, о чём далее.
Если вы пользуетесь готовой платформой для перевозки пчел и перевозите там сразу несколько рядов ульев, то рекомендуется хорошенько закрепить их. Если конструктивно крепления не предусмотрены, сбивают импровизированные деревянные перила.
Важно понимать, на какой автомобиль ориентирована платформа. Если у вас имеется грузовое авто, то, конечно, вам будет удобнее всего. Тем не менее, подойдут и автомобильные прицепы для пчел. Они способны за один раз перевозить до пятнадцати типовых ульев. В качестве альтернативы многие применяют трактора, если к последним имеется удобный доступ. А вот принципы перевозки и подготовки к перевозке, приведённые выше, в зависимости от транспортного средства не меняются.
Самодельные устройства для перевозки
Есть несколько вариантов самодельных устройств, которые можно применять для перевозки пчёл. Для совсем небольших расстояний можно предпочесть тележку, в том числе тележку подъёмник. Она устроена в общем виде просто. Это стальная рама, колёса, ось, вилки. Опционально могут присутствовать и другие элементы. Улей поднимается на вилку, перемещается на нужное расстояние. Изготавливается подобное всегда из металла, иначе прочности попросту не хватит. Материал можно позаимствовать от прицепа авто, от воза и от других аналогичных конструкций. Правильно собранная тележка позволит перевозить ульи как горизонтально, так и вертикально.
Есть много различных схем, как можно сделать подобные тележки. Вот пара примеров. Первый:
Но необязательно это будут именно что тележки. Потому что на них, понятное дело, перевозится лишь ограниченное количество пчелиных жилищ, да и то на достаточно небольшие расстояния. Приходится думать над альтернативными вариантами. И тут вручную можно сделать свой небольшой прицеп для перевозки пчел. Опять же, подходы и конструктивные особенности могут быть принципиально различными, но общая суть одна. Вот как выглядит типовой прицеп для перевозки пчел, который можно собрать самостоятельно:
Конечно, конструкцию можно дополнить и видоизменить ровно так, как это нужно, исходя из ваших требований. Можно поставить, например, защитную штору, или лучше отрегулировать расстояние расположения ульев при помощи профилей. Выбор только лишь за вами.