Формы поведения животных — Студопедия

Формы поведения животных и человека

Предмет и задачи психологии. Этапы развития её как науки.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики.
Объект – человек.
Предметом явл. общие закономерности психики.
Задачи: главная – это исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Этапы развития:
1 этап – Психология как наука о душе.
2 этап – Психология как наука о сознании. Возникла в 17 веке в связи с развитием других наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
3 этап – Психология как наука о поведении. В 20 веке. Ставить эксперименты и наблюдать за увиденным: реакция, поступки человека.
4 этап – Психология как наука, изучающая проявления и закономерности психики.

Принципы психологии.

А) Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной.
Б) Принцип единства психики, сознания, деятельности. Трудовая деятельность способств. возникнов. И развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность.
В) Принцип развития психики, сознания и деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответ. действие.
Г) Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по природным задаткам, темпераменту, по личностному характ. и все это необходимо учитывать при изучении конкретного человека.
Д) Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития челорвека в филогенезе (история рода человеческого)

Структура психологии, её отрасли.

Отрасли:
а. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. (нейропсихология, психофармакология, психотерапия).
б. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. В её задачу входит исследование профессиональных особенностей человека, развития трудовых навыков и т.д.( инженерная психология, авиационная, космическая)
в. Педагогическая психология. Её предмет изучения это психологические закономерности обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, выясняет психологические факторы, влияющие на успешный процесс обучения и т.д.
г. Юридическая психология рассматривает вопросы , связанные с реализацией системы прав. (судебная психология, криминальная)
д. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.
е. Психология спорта рассматривает психолог особенности спортсменов, условия и средства их психолог подготовки.
ж. Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психолог качеств личности человека( психология детская, подростка, юности, взрослая)
з. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей.

4. Методы исследования в психологии.

А. Наблюдение. Это способ сбора данных о поведении человека и его пихологии, путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Б. Опрос. При нем человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Есть устный опрос, когда нужно видеть поведение и реакцию человека. Письменный, когда нужно охватить большое кол-во людей.
В. Тесты, при их применении можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаем.явления. С их помощью можно сравнить психологию разных людей.
Г. Эксперимент. В нём создается искусственная ситуация, при которой возникает изучаемое явление.
Д. Моделирование.

Классификация психических явлений.

1 группа:психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения. Они делятся на 1. Познавательные (ощущение, мышление, восприятие, память) 2. Волевые 3. Эмоциональные
2 группа: психическое состояние. Делится на: 1. Мотивационные 2. Состояния организованности сознания 3. Эмоциональные 4. Волевые( целеустремленность, ршительность, настойчивость)
3 группа:Психические свойства личности. Делится на: 1. Темперамент 2. Направленность личности(потребность, интересы) 3. Характер 4. Способности

Формы поведения животных и человека.

Врождённое поведение – такая форма поведения, которая генетически заложена и её практически невозможно изменить.
Приобретенное – форма поведения, которая формируется в течении жизни и может изменяться.
Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на раздражителей. Сохраняется целостность организма.
Инстинкт – фрожденная форма поведения, возникающая в ответ на опред изменения окружающей среды. Защита от др особей, ухаживания и т.д.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 454 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Поведение включает почти любой вид активности, проявляемой индивидуумом. Поведение организма рассматривается в настоящее время как важнейший фактор эволюционного процесса.

Классифицировать образцы поведения можно различными методами, но основной из них — классификация по функциям и приспособительному эффекту. Согласно этой классификации все образцы поведения можно объединить в несколько систем, которые Л.В. Кру- шинский (1962) назвал общими биологическими формами поведения: половое, исследовательское, родительское, доминирующая иерархия, территориальное, комфортное, социальное. Л.М. Баскин (1976) при анализе форм поведения копытных выделил следующие типы активности: пищевую, оборонительную, материнскую, социальную, комфортную. Весь комплекс образцов поведения образует систему поведения, имеющую общую основную функцию.

Различают врожденные, приобретенные, реактивные и когнитивные формы поведения. Любая форма поведения проявляется на трех уровнях: поведенческом (двигательном), системном, тканевом.

Пищевое поведение. Включает различные состояния двигательных и вегетативных реакций организма, связанные с поиском и приемом корма.

Молодняк животных сразу после рождения активно сосет молозиво. Животные в течение выпаса разное время дня поедают избирательно разные растения, покрывая потребности организма в пище. Формирование пищевого поведения путем интеграции врожденных и приобретенных форм поведения происходит в течение всей жизни организма. Наиболее общим раздражителем, вызывающим пищевую реакцию у незрелорождающихся детенышей, является теплая поверхность материнского тела, у зрелорождающихся и взрослых животных — обонятельные, зрительные и слуховые раздражения.

Гомеостатическое и комфортное поведение. Комфортное поведение, как и гомеостатическое, связано с поддержанием оптимальных для организма условий существования. Гомеостатическое поведение обеспечивает постоянство внутренней среды. Оно проявляется мочеиспусканием и дефекацией с предшествующими им свойственными каждому виду и полу животных ритуальными движениями.

Читать еще:  Лечение розового лишая

Мочеиспускание и дефекация осуществляются у животных каждого вида различное число раз, при этом выделяется различное количество мочи и кала.

Животные отыскивают и поедают в первую очередь те корма, которые содержат необходимые для организма вещества.

Комфортное поведение — разнообразные сочетания двигательных реакций, связанные с поиском и созданием комфортных внешних условий (переход в тень, укрытие в помещении и т.д.).

Пассивное или активное оборонительное поведение. Животным свойственен рефлекс осторожности, который проявляется настороженностью, пугливостью, они прячутся, впадают в оцепенение, замирают неподвижно, затаиваются. Оказавшись в опасности, животные быстро ориентируются в ситуации и осуществляют целесообразную оборонительную поведенческую реакцию. Так, лошади не любят входить в незнакомый денник или вагон. Очень распространена пассивная поведенческая реакция, проявляющаяся в том, что животные убегают от опасности.

Активное оборонительное поведение у животных обычно проявляется определенными признаками: изменением позы, положения головы, ушей, мышц морды, хвоста. Лошади могут фыркать, ржать, взвизгивать. Быки издают приглушенный рев. Большинство животных, попадая в ситуацию, при которой необходима оборона, выбирают тактику нападения на противника.

Исследовательское поведение. Многим животным свойственен инстинкт новизны. При новом, необычном явлении у них вначале проявляется рефлекс осторожности, а затем отмечается исследовательское поведение. Сначала животное осматривает новое помещение, обнюхивает пол, стены, перегородки, кормушки. Все поведение направлено на установление пригодности этой новой среды для существования, получения корма, воды и отдыха.

Игровое поведение. Проявляется у животных через 2—3 нед после рождения. Жеребята, телята, ягнята начинают совершать резкие движения, подскакивать вверх, в сторону. При групповом содержании игровое поведение проявляется в активных перебежках, бодании, лизании друг друга. Животные, симпатизирующие друг другу, трутся головами, прыгают, борются, вместе отдыхают.

Подражательное поведение. Проявляется в подражании поведению другого животного. Молодые животные подражают, копируют поведение матери, взрослые копируют поведение других.

Экстраполяционное поведение. Выражается в принятии животным позитивного решения и осуществлении адаптивного поведения в сложных жизненных ситуациях. Описано много примеров разумного поведения животных в сложных жизненных ситуациях, указывающих на значительную экстраполяционную способность. Многие животные, даже дикие, при тяжелых ранениях доверяют человеку оказывать им лечебную помощь.

Поведение в экстремальных ситуациях. В подобных случаях животные осуществляют позитивные и негативные реакции. Так, при гибели членов стада крупного рогатого скота животные возбуждаются, ревут. Ч. Дарвин описал случаи, когда животные кормили своих состарившихся и больных родичей.

Поведение в критических ситуациях. У животных в критических ситуациях могут проявляться высокие адаптационные способности поведенческой реакции. Руководствуясь памятью вида, индивидуальным опытом, они находят пути позитивного выхода из создавшейся обстановки. Во время бурана или метели на воле животные поворачиваются задом к ветру или находят укрытия (с подветренной стороны кустов, оврагов, обрывов). Животным свойственно чувство дома, при всяких критических ситуациях (гроза, буран и др.) они бегут в свой двор.

Аутопрофилактика и аутосанация как формы поведения животных. Аутопрофилактика (предупреждение болезней) и аутосанация (самолечение) проявляются в многосторонних поведенческих реакциях животных в целях сохранения здоровья. Многие животные, содержащиеся в стойлах, поддерживают в них чистоту, дефекацию и мочеиспускание совершают в одном месте. Весной во время линьки, чтобы освобоиться от волос, они чешутся о заборы, столбы, загороди. Животные отыскивают и поедают лечебные травы. Информация о пользе и вреде различных растений, накопленная видом в течение эволюционного развития, передается как наследственный признак.

Половое поведение. Проявляется в поиске полового партнера, в борьбе за обладание половым партнером, в ухаживании и совокуплении. Рефлекс неподвижности самки служит для самца сигналом готовности к совокуплению.

Родительское поведение. Проявляется во взаимодействиях родителей и детенышей, связанных с ухаживанием, обеспечением комфортных условий, выкармливанием и защитой потомства. При стадном содержании родители охраняют и защищают своих детенышей. Матери и отцы у животных многих видов проявляют большую самоотверженность при выращивании потомства. У млекопитающих они занимаются воспитанием и обучением молодых особей.

Простейшие формы поведения животных

Таксисы
Одноклеточные существа, находящиеся на нижнем конце лестницы животных, обладают более сложным поведением.
Такова, например, парамеция (рис. 1.5)-крошечный организм, едва видимый невооруженным глазом (длина его 0,25 мм), обитающий в прудах и лужах почти по всему земному шару. Она состоит из одной клетки, снабженной «ртом» и примитивной пищеварительной системой, а на ее поверхности разбросаны участки, чувствительные к свету, теплу, прикосновению и к различным химическим факторам. Парамеция покрыта ресничками, благодаря волнообразному биению которых, направленному назад, клетка передвигается вперед. Парамеция питается бактериями, которых она переваривает, извлекая из них питательные вещества и выбрасывая остальное в воду.
С помощью очень простых автоматических движений парамеция направляется ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности от слишком яркого света. Такая общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название таксиса.
Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией.

Как мы только что видели, таксисы представляют собой реакции организма в целом на определенные раздражения, исходящие от среды. Эти примитивные формы поведения исчезают по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы; это уже механизмы, связанные с развитием нервной системы.
За одноклеточными организмами в процессе эволюции следуют многоклеточные, у которых разные группы клеток выполняют разные функции. Хорошим примером служит медуза, тело которой состоит из студенистой массы в форме зонта. Медуз можно встретить, плавая в море (рис. 1.6). У них еще нет мозга, но уже имеется примитивная нервная система, состоящая из нервных клеток, связанных между собой наподобие рыболовной сети. Если прикоснуться к поверхности медузы в каком-то месте, то раздражение быстро распространяется по всей сети, и в результате сокращения мускулатуры животное удаляется от раздражителя. Например, когда краб пытается ухватить медузу своими клешнями, нервная сеть реагирует на это раздражение и животное уплывает в сторону от источника опасности.

Инстинктивное поведение и индивидуальные навыки.

Читать еще:  Лейкоз КРС правила борьбы с лейкозом

. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существование (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление существует у всех животных.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное.
Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи – насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
индивидуальные навыки.
Теперь необходимо ответить на вопрос, почему возможно данное поведение у животных? Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. На более высокой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму, благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения – нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного – сетевидная нервная система.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Описывая данный вид поведения, Леонтьев А.Н. приводит в качестве примера некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое отправляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т.е. на основе осязания.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

e-shpora.ru – шпаргалки онлайн

а)инстинктивная форма поведения животных; б) навыки,научение,память

А)Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными) раздражениями, исходящими как из внешней, так и из внутренней среды. Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.
Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:
Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.
Ритуальное поведение, связанное с ухаживанием или спариванием. Большую роль при этом имеют зрительные (изменение окраски, вторичные половые признаки, увеличение размеров некоторых частей тела, демонстрационные позы и телодвижения), звуковые (пение птиц, стрекотание кузнечиков) и обонятельные (выделение феромонов – особых веществ, привлекательных для индивидуумов противоположного пола). Самка может «отвергнуть» ухаживания партнера, если половое созревание ещё не наступило.
• Агрессия – комплекс реакций, направленных против другого индивидуума, обычно для защиты территории, партнёра или потомства или установления социальной иерархии. Как правило, агрессивность находит выход в ритуальных поединках и не приводит к настоящим дракам.
• Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).
• Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.
• Общественная организация – явление, когда животные образуют прочные сообщества (стая, улей, муравейник), внутри которого члены сообщества играют разные роли. Общественная организация может быть необходима для добывания пищи, размножения или, например, защиты от врагов и повышает жизнеспособность сообщества в целом. Подобная форма поведения свойственна некоторым позвоночным (как правило, у них отдельные члены сообщества могут меняться ролями) и общественным насекомым – пчёлам, муравьям и термитам, у которых роль индивидуума определяется строением тела и «закреплена» за ним наследственно (генетически). У этих насекомых имеется плодовитая самка, несколько сот плодовитых самцов и тысячи стерильных самок (рабочих особей).
Б)Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.
В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.
Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:
1. Ощущения и восприятия достигают высокой степени дифференциации, становятся более многочисленными и детальными и,таким образом, приводят к более дифференцированному отражению внешней среды.
Лешли экспериментально доказал, что уже крысы обладают очень развитой способностью дифференциации зрительных объектов и руководствуются этими дифференцированными восприятиями в своих действиях.
Изучение психики высших, человекообразных, обезьян показало, что шимпанзе способны различать и запоминать предметы (треугольники, шары, пирамиды и т. д.) по их окраске и геометрической форме, т. е. отличаются способностью дифференцированных представлений (Н. Н. Ладыгина-Коте, Иеркс).
2. У животных возникает способность отражать в своих ощущениях и восприятиях не только предметы и их свойства, но и отношения между этими предметами. Появляется рефлекс на отношение.
Следующий опыт иллюстрирует способность животных на определенной стадии развития их нервной системы образовывать рефлексы на отношения между вещами .
3. В процессе развития навыков (на базе повторной деятельности и усложнения условнорефлекторных связей) у животных развивается способность представления, т. е. сохранения в памяти образов тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело в своем опыте. Физиологически представления возникают на основе синтезирующей деятельности коры. Наблюдения показывают, что эта способность более ярко проявляется у животных, в коре которых ассоциативные поля занимают относительно большее место по сравнению с проекционными.
4. Начинает постепенно развиваться способность обобщения представлений (а через них и обобщения восприятий) и связанная с ней перестройка поведения — возможность переноса операций, примененных в одном действии, на другие, сходные с ним действия. Этим подготавливается почва для возникновения качественно новой формы поведения животных — интеллектуальных действий.
У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.
Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector