Как выбрать упряжь для лошади

Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

Сбруя или упряжь для лошади является специальным комплексом приспособлений и ремней, надеваемых на корпус животных для запрягания в повозке, а также для управления ездой. В основном под сбруей подразумеваются конская упряжь. Упряжь, пребывая на корпусе при соприкосновении с телом, передает непосредственное тягловое усилие животного для повозки. Собственно благодаря этому, ошибочно подобранные или подогнанные упряжи неравномерно распределят давление и вызовут не одни лишь сложности при езде, но также и причинят болезненные и дискомфортные ощущения животным. Кроме того, неправильная затяжка ремней может вызвать ожоги в мягких тканях, натертости и прочие повреждения, из-за чего животное потеряет работоспособность.

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

Кстати, после работы, пропитанные потом упряжи, развешивают на специальных вешалках или деревянных костылях в сухих хорошо проветриваемых местах. После полного просушивания все ремни необходимо смазать с помощью технического масла или жира.

Перед тем как запрячь лошадь, нужно провести внимательный осмотр сбруи, обследовать каждую часть упряжи, цельность всех ремней. Также убедиться в исправном состоянии защелок и пряжек. Кроме того, проверяют все ремни, которые приходят в соприкосновение с телом животных, чтобы убедиться в отсутствии заломов или загрязнений.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

В хомуты входят:

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Иные части конской упряжи

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Нередко вместе с дугами встречается термин «зга». Он является диалектным обозначением кольца на дуге, через которое должен продеваться повод. В нынешних дуговых упряжках зга не употребляется, а сами вожжи без затруднений располагают по обоим бокам животного.

Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Дышловые пароконные упряжи

В пароконных упряжах применяется в основном дышло.

Читать еще:  Птица Аист описание, питание, размножение

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Упряжь для лошади

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.


Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:

  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Подбор упряжи

Выбор упряжки по количеству лошадей

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Основные части сбруи для коня и виды упряжек

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

Читать еще:  Кошка серенгети описание породы характер

Основные детали упряжи

Основные части конской сбруи такие:

  1. Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

    Постромочно-дышловая сбруя

    Она используется для пароконных и одноконных повозок. При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

    Сбруя комбинированного типа

    Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

    Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.

    Как запрягать лошадь?

    Оглобельно-дуговая «русская» запряжка

    Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

    1 – Удила
    2 – Узда
    3 – Дуга
    4 – Повод с темляком
    5 – Зга
    6 – Седёлка
    7 – Чересседельник
    8 – Шлея
    8а – Продольный ремень
    8б – Поперечные ремни
    8в – Откосный ремень
    8г – Ободовый ремень
    8д – Мочка
    9 – Оглобля
    9а – Гребенка
    9б – Тяж
    10 – Подбрюшник
    11 – Подпруга
    12 – Гуж
    13 – Хомут
    14 – Супонь
    15 – Вожжи

    Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую – повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

    Читать еще:  Окрасы сирийских хомяков Белый

    Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 – 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

    Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 – 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

    Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил, удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.

    Иванова Г.В.
    Запряжка лошади
    Практическое руководство

    Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
    Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

    Для начала – о строении сбруи и ее предназначении.
    Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
    Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

    1. уздечка с поводом
    2. хомут
    3. седелка
    4. подпруга
    5. шлея
    6. чересседельник и подбрюшник
    7. вожжи
    8. дуга

    1. Узда.
    Служит для управления лошадью.
    Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
    Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

    1. удила (трензель)
    2. кольца удил (трензельные кольца)
    3. суголовный (затылочный) ремень.
    4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
    5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
    6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
    7. переносной, для дополнительной фиксации.
    8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

    2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

    • хомутина
    • клещи
    1. супонь
    2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
    3. покрышка
    4. войлочная подкладка
    5. горт – ремень для пристегивания шлеи.
    6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

    Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного – 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части – у ее основания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector