Практическое занятие 2 расчет средних величин

Практические занятия № 5. Расчет средних величин

Цели занятия:

· обобщение и систематизация материала по теме

· сформировать умения: собрать и регистрировать статистическую информацию ;

· развитие общих компетенций по

· ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

· ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

· ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· Форма организации занятия– индивидуальная

Студент должен

· Предмет, методы и задачи статистической науки

· Общие основы статистической науки

· Принципы организации государственной статистики

· Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

· Технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

· Средняя величина в статистике. Значение, практическое применение

· От чего зависит выбор вида средней величины

· Средняя величина дискретного ряда.

· Средняя геометрическая величина, условия применения

· Средняя хронологическая величина, ее применение и практическое использование

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задача 1.Результаты работы страховых организаций за 9 мес. 2015 г. характеризуются нижеприведенными данными.

Организация Страховой взнос V, млн. руб. Коэффициент выплат Кв Выплаты W=Kв∙V, млн. руб.
Росгосстрах 3706,420 0,37 1351,055
Ресо Гарантия 75,715 1,08 81,868
Альфа страхование 184.249 0,30 54,801
Итого 3966,384 1487,724

1) средний коэффициент выплат;

2) абсолютную сумму дохода страховых организаций;

Решение:

1. Рассчитаем средний коэффициент выплат с помощью средней арифметической:

2. Абсолютная сумма дохода страховых организаций:

Δ = V – W = 3966,384 –1487,724 = 2478,660 млн. руб.

Задача 2.В страховой компании, состоящей из трех подразделений, проводится исследование по стажу работы. Результаты обследований приведены в таблице

Стаж работы (лет) До 5 5 – 15 15 – 25 Свыше 25
№ подраздел.
I
II
III

Оцените средний уровень стажа в каждом подразделении и по всей фирме в целом; проведите сравнение общего среднего стажа по подразделениям со средним стажем по фирме в целом. Сделайте выводы.

Решение:

Перейдем от вариационного ряда к моментному. Для этого найдем среднее у закрытых интервалов. Оно равно 5. Исходя из этого, строим точечный ряд.

№ стаж работы Всего
Всего

1. Средний стаж на каждом подразделении: (средняя взвешенная арифметическая)

На первом подразделении: = (2*0 + 10*5 + 20*20 + 30*10) / 37 = 20,27

На втором подразделении: = (10*0 + 10*20 + 10*20 + 15*30) / 55 = 15,455

На третьем подразделении: = (3*0 + 10*10 + 30*20 + 30*5) / 48 = 17,708

2. Средний стаж на фирме = (0*15 + 35*10 + 60*20 + 30*30) / 140 = 17,5

3. Средний стаж по подразделениям:

4. Сравнение средних стажей по подразделениям между собой:

Выводы:

·На первом подразделении средний стаж работы больше, чем на втором на 5,315 лет, чем на третьем на 2,562 года. На третьем подразделении больше, чем на втором на 2,253 года.

·Сравнение общего среднего стажа по подразделениям со средним стажем по фирме в целом: эти стажи практически равны, хотя теоретически они должны быть равны.

Задача 3. Имеются следующие данные о возрастном составе студентов группы заочного отделения ВУЗа (лет): 19; 19; 19; 20; 20; 20; 20; 20; 20; 20; 20; 20; 21; 21; 21; 22; 23; 23; 24; 25; 25; 25; 26; 27; 29. Рассчитать средний возраст студентов.

Решение: расчет проводится по средней арифметической взвешенной:

где а-варианта (признак. возраст), а f-частота, число повторений признака

Задания для самостоятельного решения

Задача 1. Вычислите среднемесячную заработную плату рабочих по организации в целом на основании следующих данных:

Наименование цеха Количество рабочих, чел. Средняя заработная плата, руб.
Хлебобулочный
Кондитерский
Безалкогольных напитков

Укажите вид применяемых средних величин, напишите и обоснуйте формулу.

Задача 2.Определите среднюю цену реализации свежих огурцов на основании следующих данных:

Месяцы Цена за 1 кг Продано, кг
апрель 80,0
май 75,0
июнь 64,0
Читать еще:  Как правильно перевезти кошку в поезде

Укажите вид применяемой средней величины, напишите формулу.

Задача 3 .Рассчитайте средний стаж работы страховщика на основании следующих данных:

Стаж работы, лет Численность работников, чел.

Укажите вид применяемой средней величины, напишите вывод.

Методическая разработка практического занятия по дисциплине “Статистика” на тему “Расчет средних величин и показателей вариации” (2 курс)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Статистика» на тему

«Расчет средних величин и показателей вариации»

для студентов СПО специальностей: 120714 «Земельно-имущественные отношения», 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 080214 «Операционная деятельность в логистике»

Автор: преподаватель специальных

экономических дисциплин О.В. Антонова

Тема: Расчет средних величин и показателей вариации

Цель: научить находить различные средние величины и показатели вариации: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную и т.д.

Продолжительность занятия: 4 часа

Средства обучения: Рабочая тетрадь для практических занятий, калькулятор

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Рассчитывать средние величины и показатели вариации;

Понятие о средних величинах и их видах;

Сущность показателей вариации и методику их расчета.

Оценка «5» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полной объеме и без ошибок.

Оценка «4» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полном объеме, но допустил незначительные ошибки или недочеты.

Оценка «3» выставляется, если имеются ошибки в ходе решения или в результатах решения.

Оценка «2» выставляется, если обучающийся не выполнил предложенные задания.

Предварительная подготовка. Теоретическая справка

Сущность средних величин, виды средних величин, показатели вариации, методика расчета средних величин и показателей

Коммерческий банк выдал в течение года нескольким фирмам пять кредитов:

Размер ссуды, тыс. руб.

Определить средний размер кредита для фирм.

Имеются данные по результатам группировки предприятий по величине капитальных затрат:

Группы предприятий по размеру капитальных затрат, тыс. руб.

Число предприятий в группе

Качество продукции предприятия характеризуется следующими данными (за месяц):

Стоимость бракованной продукции

Определить средний процент брака в целом по предприятию .

По данным выборочного обследования произведена группировка вкладчиков по размеру вклада в Сбербанке города:

Размер вклада, руб.

Фирма торгует телевизорами трех классов. В течение дня продано:

Цена телевизора, в долл.

Какова средняя цена телевизоров, проданных фирмой в течение дня?

По следующим данным о распределении 100 рабочих цеха по дневной выработке однотипных изделий определите моду.

Дневная выработка, шт.

Число рабочих, чел

1.Выберите условия, необходимые для расчета средней величины:

А) неоднородность совокупности;

Б) однородность совокупности;

В) достаточный объем совокупности;

Г) большая колеблемость значений показателя.

2. Средняя величина – это:

А) показатель, характеризующий однородность совокупности;

Б) показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего признака;

В) показатель, характеризующий частоту вариант.

3. Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если:

А) имеется значение признака и неодинаковое значение частоты, с которой встречаются значения признака;

Б) необходимо рассчитать среднее значение темпа роста;

В) значения признака повторяются одинаковое число раз.

4. Модой в ряду распределения является:

А) наибольшая варианта;

Б) варианта, которая чаще всех других встречается;

В) наибольшая частота.

5. Показатели вариации используются для:

А) характеристики динамики явления;

Б) характеристики колеблемости признака и однородности совокупности.

6. Среднее квадратическое отклонение характеризует:

А) среднюю меру отклонений признака от средней величины;

Б) тесноту связи между признаками;

В) однородность совокупности.

7. Среднее значение признака в двух совокупностях одинаково. Может ли быть различной вариация признака в этих совокупностях?

В) нельзя сделать вывод о вариации.

8. Среднее значение признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?

В) вывод сделать нельзя.

Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)

Каковы основные требования к расчету средних величин?

Какие существуют виды средних величин?

Какие существуют показатели вариации?

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Антонова Олеся ВладимировнаНаписать 1432 01.10.2015

Номер материала: ДВ-023407

Читать еще:  Описание русского той терьера

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    01.10.2015 690
    01.10.2015 633
    01.10.2015 1055
    01.10.2015 798
    01.10.2015 490
    01.10.2015 643
    01.10.2015 811

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Методическая разработка практического занятия по дисциплине “Статистика” на тему “Расчет средних величин и показателей вариации” (2 курс)

Автор материала: Антонова Олеся Владимировна

Содержимое документа:

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Статистика» на тему

«Расчет средних величин и показателей вариации»

для студентов СПО специальностей: 120714 «Земельно-имущественные отношения», 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 080214 «Операционная деятельность в логистике»

Автор: преподаватель специальных

экономических дисциплин О.В. Антонова

Тема: Расчет средних величин и показателей вариации

Цель: научить находить различные средние величины и показатели вариации: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную и т.д.

Продолжительность занятия: 4 часа

Средства обучения: Рабочая тетрадь для практических занятий, калькулятор

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Рассчитывать средние величины и показатели вариации;

Понятие о средних величинах и их видах;

Сущность показателей вариации и методику их расчета.

Оценка «5» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полной объеме и без ошибок.

Оценка «4» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полном объеме, но допустил незначительные ошибки или недочеты.

Оценка «3» выставляется, если имеются ошибки в ходе решения или в результатах решения.

Оценка «2» выставляется, если обучающийся не выполнил предложенные задания.

Предварительная подготовка. Теоретическая справка

Сущность средних величин, виды средних величин, показатели вариации, методика расчета средних величин и показателей

Коммерческий банк выдал в течение года нескольким фирмам пять кредитов:

Размер ссуды, тыс. руб.

Определить средний размер кредита для фирм.

Имеются данные по результатам группировки предприятий по величине капитальных затрат:

Группы предприятий по размеру капитальных затрат, тыс. руб.

Число предприятий в группе

Качество продукции предприятия характеризуется следующими данными (за месяц):

Стоимость бракованной продукции

Определить средний процент брака в целом по предприятию.

По данным выборочного обследования произведена группировка вкладчиков по размеру вклада в Сбербанке города:

Размер вклада, руб.

Фирма торгует телевизорами трех классов. В течение дня продано:

Цена телевизора, в долл.

Какова средняя цена телевизоров, проданных фирмой в течение дня?

По следующим данным о распределении 100 рабочих цеха по дневной выработке однотипных изделий определите моду.

Дневная выработка, шт.

Число рабочих, чел

1.Выберите условия, необходимые для расчета средней величины:

А) неоднородность совокупности;

Б) однородность совокупности;

В) достаточный объем совокупности;

Г) большая колеблемость значений показателя.

2. Средняя величина – это:

А) показатель, характеризующий однородность совокупности;

Б) показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего признака;

В) показатель, характеризующий частоту вариант.

3. Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если:

А) имеется значение признака и неодинаковое значение частоты, с которой встречаются значения признака;

Б) необходимо рассчитать среднее значение темпа роста;

В) значения признака повторяются одинаковое число раз.

4. Модой в ряду распределения является:

А) наибольшая варианта;

Б) варианта, которая чаще всех других встречается;

В) наибольшая частота.

5. Показатели вариации используются для:

А) характеристики динамики явления;

Б) характеристики колеблемости признака и однородности совокупности.

6. Среднее квадратическое отклонение характеризует:

А) среднюю меру отклонений признака от средней величины;

Читать еще:  Способы содержания пчел

Б) тесноту связи между признаками;

В) однородность совокупности.

7. Среднее значение признака в двух совокупностях одинаково. Может ли быть различной вариация признака в этих совокупностях?

В) нельзя сделать вывод о вариации.

8. Среднее значение признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?

В) вывод сделать нельзя.

Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)

Каковы основные требования к расчету средних величин?

Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий.

Скачать:

Вложение Размер
marchenko_t.g._mu_statistika_2018g.docx 124.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОГБПОУ «ТОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания для выполнения практических

заданий по дисциплине «Статистика»

для студентов специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общегуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ « » _________2018г.

Председатель ПЦК ____________________Н.В. Соловьева.

Марченко Т.Г. Методические указания для выполнения практических заданий по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 2018 – 31 с.

Резензент: Маркус С.В., преподаватель ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий» (профессиональные дисциплины, экономика).

Методические указания составлены Марченко Т.Г., преподавателем ОГБПОУ «Томский аграрный колледж», на основе государственных стандартов СПО и рабочей программы, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Практические задания выполняются на компьютерах с использованием

программ Word и Excel.

Практическое занятие № 1 «Метод группировки в статистике».

Практическое занятие № 2 «Способы наглядного представления статистических данных».

Практическое занятие № 3 «Ряды распределения в статистике».

Практическое занятие № 4 «Абсолютные и относительны показатели в статистике».

Практическое занятие № 5 «Средние величины в статистике»

Практическое занятие № 6 «Средние величины в статистике» (контрольная работа).

Практическое занятие № 7 «Абсолютные показатели вариации»

Практическое занятие № 8 «Относительные показатели вариации»

Методические рекомендации определяют порядок, акценты и логику изучения определенной темы по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий , которые применимы к конкретному мероприятию и виду деятельности.

В методических рекомендациях содержится инструктивный и справочный материал для конкретных тем, задания сформулированы таким образом, чтобы они были полностью усвоены учащимися. Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать внеаудиторные самостоятельные работы.

Практические задания выполняются на компьютерах с использованием программ Word и Excel.

Прежде чем выполнять практическое задание, внимательно прочитайте инструкционную карту. Здесь вы найдете инструкции по выполнению практических работ.

Для отработки умений и навыков необходимо усвоить теоретический материал, научиться применять полученные знания при выполнении практических работ.

Учиться нужно систематически и настойчиво. Особое внимание следует обратить на формулировку основных закономерностей и важнейших понятий статистики. Наряду с методическими указаниями всегда имейте при себе конспект.

Для успешного усвоения новых закономерностей и фактов требуется знание дополнительного материала.

Рекомендованная литература позволит сделать эффективней вашу самостоятельную подготовку к занятиям, консультациям и зачетам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Метод группировок.

Цель работы: освоение метода группировок статистических данных.

Для выполнения заданий 1, 2, 3, выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Объект статистического наблюдения – это…

А) единица наблюдения;

В) статистическая совокупность;

С) единица статистической совокупности.

Субъект, от которого поступают данные в ходе статистического наблюдения, называется:

А) единица наблюдения;

В) единица статистической совокупности;

С) отчетная единица.

Перепись населения России (1989г.) – это…

А) единовременное, специально организованное наблюдение;

В) периодическое, специальное организованное наблюдение;

С) периодическое, регистровое наблюдение.

Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу статистического наблюдения.

При выборе объекта и единицы наблюдения, помните, что они должны соответствовать цели наблюдения.

Программа статистического наблюдения (анкета)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector