Запряжки лошадей. Какие они бывают

Запряжки

Запряжка (также упряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку.

Некоторые предметы, необходимые для запряжки

Предметы одноконной бездуговой упряжи: хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.

Предметы пароконной упряжи: хомуты (иногда заменяемые шорками), нагрудные ремни, постромки, шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.

Хомут — это часть упряжи, которая состоит из деревянного остова, клещей, и покрывающего их мягкого валика, хомутины и надевается на шею лошади.

Супонь — ремень для стягивания хомута.

Седелка — крытая кожей подушка под чересседельником.

Чересседельник — ремень, который протягивают через седелку от одной оглобли к другой.

Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, каждый из которых надет одним концом на ось повозки или прикреплен к саням.

В русской запряжке оглобли обычно крепятся к дуге, которая распирает их и прихвачена к хомуту гужами.

Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединяют к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершину присоединяют ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везет за собой повозку. Тяга обычно происходит через постромки.

Виды запряжек

Запряжки бывают одноконные, пароконные и многоконные, а также дуговые и бездуговые.

Запряжки по виду конской упряжи подразделяют на оглобельно-дуговую (русскую), оглобельно-постромочную, постромочно-дышловую, постромочную и комбинированную.

Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная) и троичная (с парой пристяжных). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь, присоединенному к ваге.

Читать еще:  Почему коты мурчат когда их гладишь

В оглобельно-постромочной запряжке оглобли с хомутом скрепляются специальными запряжниками. В постромочно-дышловой используется дышло — одиночная оглобля между двумя лошадьми, прикрепляющаяся к передней оси повозки и поворачивающая ее. Постромочная запряжка работает без оглобель и дышла.

Комбинированная запряжка, сочетающая оглобельную или дышловую с постромочной, используется в случае большого числа лошадей. В комбинированной запряжке сочетаются разные типы управления и лошади подразделяются на коренников, пристяжных, выносных. Коренник тянет, поворачивает и сдерживает повозку. Пристяжная лошадь идет рядом с ним. Она участвует в поворачивании и тянет вперед. Выносная лошадь припрягается впереди коренника и тянет повозку вперед.

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

Перед запряжкой лошади сначала проверяют состояние повозки, затем регулируют длину гужей, надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют ей в рот удила. Затем на лошадь надевают седелку, движением по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. На голову лошади надевают хомут клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз, причем по направлению роста волос гривы. После этого расправляют шлею и освобождают гриву и хвост из-под хомута и шлеи. В одну руку берут дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Как правильно запрягать лошадь?

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями. Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз. Однако, всегда что-то приходится делать впервые. Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.

Читать еще:  Ископаемые животные общие черты терапсид

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
  • подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.
Читать еще:  Почему коты и кошки урчат

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

В хомуты входят:

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Иные части конской упряжи

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Нередко вместе с дугами встречается термин «зга». Он является диалектным обозначением кольца на дуге, через которое должен продеваться повод. В нынешних дуговых упряжках зга не употребляется, а сами вожжи без затруднений располагают по обоим бокам животного.

Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Дышловые пароконные упряжи

В пароконных упряжах применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector